Дистанционное родительское собрание «Развитие функциональной грамотности обучающихся»

Уважаемые родители! Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально — грамотных людей.

– Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач И/ИЛИ умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

— Вы спросите, для чего нужна функциональная грамотность?

 Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:

  • адекватно выбрать будущую профессию;
  • решать бытовые задачи,
  • взаимодействовать с людьми,
  • организовывать деловые контакты,
  • выбирать программы досуга,
  • ответственно относиться к обязанностям гражданина,
  • ориентироваться в культурном пространстве,
  • использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,
  • контактировать с различными социальными структурами и организациями,
  • взаимодействовать с природной средой.

Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар  в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон и т.д.

 Основные направления формирования функциональной грамотности:

  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Существует проблема снижения читательского потенциала у российских школьников по мере их взросления.

Низкая читательская грамотность подростков означает, что они с трудом понимают смысл текстов, не умеют их анализировать, сопоставлять и находить нужную информацию.

— Как быть родителям в ситуации, когда учебники и школа не успевают за реалиями современного мира? Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР рекомендует:

— Постараться показать детям, что чтение может приносить удовольствие. Согласно исследованиям, чем больше подросток любит читать, чем шире круг источников чтения, тем лучше он или она успевает в учебе и ориентируется в жизненных ситуациях

— Важная составляющая читательской грамотности — умение анализировать тексты, понимать их смысл. Чтобы в процессе чтения ребенок учился мыслить и рассуждать.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Математическая грамотность — способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем.

Математика лежит в основе критического мышления, а критическое мышление — один из важнейших навыков XXI века, который необходим, чтобы не утонуть в море ненужной информации, объективно ее анализировать и обобщать, эффективно решать задачи, не позволять манипулировать своим мнением и решениями, не стать жертвой непроверенных фактов и сомнительной статистики.

С помощью математики мы отвечаем на простые бытовые вопросы и сложные вопросы социальной и политической жизни:

  • Во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть до окончания регистрации рейса, с учетом дня недели, времени суток и вида транспорта, на котором мы будем добираться?
  • Как создать безопасный пароль, не используя даты рождения близких (в любых комбинациях) и при этом легко его запоминать?
  • Можно ли выиграть в лотерею и как?
  •  Как покупать через Интернет и на что обращать внимание при распродажах.

Что же можно сделать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с боязнью математики? Профессиональные математики советуют для начала постараться поверить в себя.

Наверняка вы с легкостью выбираете лучшее из скидочных предложений в магазине, рассчитываете время на дорогу до офиса с учетом пробок или критически воспринимаете данные социальных опросов, а значит, успешно применяете математику в жизни и можете помочь с ней ребенку.

Если ваш ребенок лучше усваивает информацию визуально, можно перейти на сайт «Математические этюды». Здесь вы найдете интерактивные визуализации и миниатюры к известным математическим правилам и задачкам. Попробуйте разобраться в них вместе, например рассчитать, какой путь от станции метро «Маяковская» до станции «Курская» короче: по Садовому кольцу или через Красную площадь? Скучно точно не будет!

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Информационная грамотность — умение искать, оценивать, обобщать, эффективно обмениваться и использовать информацию при помощи технологических средств.

Проще всего начать осваивать информационную грамотность с интернета, ведь это самая динамичная и активно развивающаяся информационная среда. Постарайтесь показать ребёнку, что интернет — это не только место для развлечения и общения, но и это удобный инструмент для увлекательного освоения нового!

Начините с собственного примера:

  • чаще открывайте интересные и познавательные видео;
  • устраивайте виртуальные экскурсии для всей семьи в лучшие музеи мира; w снимите вместе с ребёнком ролик для YouTube или stop-motion анимацию; w предложите вместе послушать лекцию на тему, интересную ребёнку; w следите за новейшими научными открытиями и обсуждайте их дома.

Лучший способ научить чему-то ребенка — сделать это вместе с ним. Предложите устроить семейные «интернет-курсы»: постарайтесь поговорить о ключевых вопросах по каждому из навыков, вместе изучить материалы по ссылкам, опробовать их в деле и поделиться впечатлениями. Возможно, что-то покажется знакомым, а что-то обязательно удивит

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Цифровая грамотность — способность использовать и создавать контент на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование.

В современном мире складывается уникальная ситуация: сегодняшние дети узнают о новых информационных технологиях и начинают пользоваться ими гораздо раньше взрослых (по данным Фонда развития интернета, в 2013 году каждый пятый опрошенный взрослый признался, что его научили пользоваться интернетом собственные дети). Однако уровень цифровой компетенции и взрослых, и подростков в России не так высок.

Большинство детей отлично разбираются в играх и приложениях, они смотрят ролики на YouTube, рисуют в Paint, редактируют фотографии и видео в редакторах. Подростки осваивают цифровые технологии своими силами и гордятся, считая себя уверенными пользователями. Они уверены, что знают не меньше, чем друзья, зато больше, чем родители, — отсюда возникает ложное ощущение, что подросток знает и умеет в интернете «все» и ему незачем учиться чему-то еще. Здесь детей и подстерегает иллюзия цифровой компетентности (например, высылают логин и пароль на запрос якобы администрации сайта или выкладывают фото с новым паспортом в соцсеть).

Наверное, у каждого родителя хотя бы раз возникала мысль: «Опять эти бездумные игры /чаты. Дети же от них глупеют. Лучше бы погуляли!» Интересно, что страх «цифрового слабоумия», или цифровой деменции, как его назвали в Южной Корее, и желание активной деятельности для ребенка — это две совершенно разные вещи.

Ожирение из-за малоподвижного образа жизни; детство, проведенное за экраном монитора; слабеющая память, невозможность сконцентрироваться, раздражительность — все это, несомненно, существует. Особенно в странах, где цифровые технологии уже давно заняли прочные позиции в жизни детей и подростков. Но виноваты ли в этом одни технологии? Только ли технологии можно винить в том, что ребенок не гуляет / играет с другими детьми / читает бумажные книги / мастерит скворечники с друзьями? Может быть, дозированное цифровое обучение не отбивает желания быть активным? Особенно если родители являются хорошим примером активности. О том, почему все не может быть так страшно, рассказывает Анатолий Шперх — учитель-исследователь и отец четверых детей.

Можно начать с трех полезных советов от Дарьи Абрамовой, организатора первого фестиваля детского цифрового творчества для детей Digital Fest for Kids & Teens, а потом вместе с ребенком изучить ссылки и приложения, которые мы собрали в следующем разделе: 1. Вместо того чтобы ругать ребенка, что он снимает чушь для YouTube, помогайте ему создавать контент. Придумывайте сюжеты, темы и собирайте факты. 2. Обучайте его элементарным цифровым навыкам с детства. И тогда он будет не только смотреть чужие сайты/игры/сервисы, но и создавать свои. 3. Помните, что цифровые навыки — это не только развлечения и игры, но и профориентация и билет в будущее.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Быть грамотным в 21 веке — это значит работать с информацией, представленной в разных форматах, разных контекстах и с разными целями. Эти умения необходимы, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые современным обществом, для эффективной работы, жизни и учебы.

Читайте также: